Статья
совместный проект

Малый бизнес изнутри. Как вырасти до директора, поднять эффективность на 40% и куда расти на рынке 2022 года

Последние несколько лет стали испытанием для российского бизнеса. Компаниям разного уровня пришлось научиться работать с сотрудниками в удаленном доступе, искать альтернативы зарубежным поставщикам и оптимизировать расходы за счет средств автоматизации рабочих процессов. Особенно тяжело пришлось малому и среднему бизнесу (МСП).

О том, как адаптировался к новым вызовам малый бизнес в сфере электроэнергетики и как в этом помогла CRM-система Мегаплан, стоимость которой для малых и средних компаний сейчас снижена в два раза, рассказал генеральный директор и владелец подмосковной компании «Дмитровэнергоремстройсервис» (ДЭРСС) Василий Кожевников.

Василий Кожевников Генеральный директор и владелец подмосковной компании «Дмитровэнергоремстройсервис» (ДЭРСС)
О бизнесе и важности грунта

— Ваша компания занимается электроэнергетикой «под ключ». Что это означает?

— ДЭРСС занимается всем, что касается невысокого уровня напряжения: строительством и ремонтом линий электропередач, трансформаторных подстанций, уличным освещением, обслуживанием домов. В основном мы работаем на севере Подмосковья, но также принимали участие в создании электроснабжения в Сколкове.

— Кто ваши заказчики?

— Мы регулярно участвуем в тендерах и работаем с бизнесом, однако сейчас наш главный заказчик и контрагент — Россети Московского региона.

— Как вы оцениваете конкуренцию в вашей сфере?

— За последние годы несколько компаний ушли с рынка, а работавшие в них специалисты перешли в оставшиеся фирмы. В результате объем продаж на одну компанию увеличился; произошло перераспределение кадров.

— Искать сотрудников стало проще?

— Наоборот: инструментов поиска стало больше, а найти сотрудников не получается. Такое ощущение, что в нашу отрасль идет меньше людей. Специалистам, которые эффективно выполняют нужные задачи, сейчас за сорок. Молодежи не так много, особенно это касается рабочих специальностей. Новое поколение хочет работать в офисе, а не в полях.

— Возможно, они считают, что так проще вырасти до начальника.

— Пожалуй. Но по своему опыту могу сказать, что без опыта в полях невозможно эффективно управлять людьми в электроэнергетике. Одна из ключевых задач в управлении — планирование, и выполнить ее без понимания специфики работы на месте очень сложно. Был случай в Дмитровском районе: ребята приехали на объект, им нужно было заменить сложную опору. Времени на работу — 3 часа. Пригнали много техники, приехали разные менеджеры. Но в результате проект выполнялся 7 часов вместо 3.

Почему так? Главная сложность — это земля: не зная территорию работы, невозможно адекватно спланировать время. На бумаге было хорошо написано, а в итоге опоры постоянно уходили под землю, поскольку в почве были так называемые плывуны — участки грунта, которые разжижаются под механическим воздействием. Если бы на месте предварительно были знающие люди, то можно было бы правильно рассчитать время.

— Знающие люди — это энергетики?

— Да. Именно поэтому у нас рабочие встречи с заказчиками происходят непосредственно на объектах. Оценить грунт, то есть сложность производства работ, может мастер высшего класса с 5-10-летним опытом работы в нашей сфере. Такой человек может решить любую задачу на месте и без бумаг.

Мы занимаемся геодезией, проектированием, у нас есть юридический отдел, сметчики. Достаточно много людей занимаются подготовительными работами. Непосредственно на стройке есть рабочие и техники, но все это в отсутствии хорошего мастера оказывается неэффективным. Сегодня, работая с сетями, мы должны стремиться к большему объему в сжатые сроки. Это можно сделать за счет двух моментов: логистики процесса и квалификации сотрудников. Третьего не дано.

О личном пути и уходе из педагогики

— На кого вы учились?

— По специальности я педагог математики с дополнительной специализацией в физике. Пока я учился в институте в Оренбурге, у нас была практика в школе. После месяца работы я понял, что не буду учителем, поскольку школьная система зажимает учителя так, что не вырваться. После выпуска я пришел в сетевую организацию техником: работал с технической документацией.

— Это офисная работа?

— Да. Нужно было перебирать бумаги, смотреть паспорта, актуализировать информацию, вносить записи, отрисовывать схемы. Я проработал три месяца, а затем меня перевели на должность инженера. Дальше я ушел в капитальное строительство, потом работал с заказчиками, затем в службе ремонтов. Мне было интересно заниматься любой работой и энергетика зацепила меня с самого начала. В какой-то момент для продвижения мне понадобилось получить соответствующее образование — я окончил магистратуру по специальности электроэнергетика.

В 2016 году я стал руководителем производственной службы в Россетях. Для меня это стало новым витком в моей жизни.

— Как вы оказались в «Дмитровэнергоремстройсервисе»?

— В 2020 году прошлый владелец решил выйти из бизнеса и отдал бразды правления мне. Так я стал не просто руководителем, но и собственником ДЭРСС.

О том, как руководить компанией

— Вы перешли из крупной компании, работающей по всей стране, в малый бизнес, сосредоточенный в одном регионе. Опыт работы в корпорации помогал или мешал в новой роли?

— Помогал. К примеру, в Россетях мы использовали большую цифровую платформу, к которой было привязано другое программное обеспечение (ПО), важное для выполнения работы. Мне понравился тот уровень автоматизации и, придя в ДЭРСС, я начал искать, как в малом бизнесе построить нечто подобное. Оказалось, что решения для крупных игроков тут не годятся: они не просто слишком дороги, но еще и чересчур сложны для маленькой компании. У ДЭРСС нет таких объемов и разных направлений, но потребность в отслеживании эффективности все равно есть. Поэтому я начал искать более подходящий вариант.

— Зачем? Неужели до вашего прихода ДЭРСС не пользовался никакими компьютерными программами?

— У нас были специализированные программы по сметам, торговая площадка, а также обычная электронная почта и офисный пакет. Но все они были не синхронизированы. Мне же хотелось получить единую CRM-платформу, в которой все сотрудники смогут взаимодействовать. Кроме того, мне как руководителю нужна была возможность осуществлять контроль, проводить анализ и систематизировать всю информацию. При переходе на дистанционную работу это стало особенно актуально: с началом пандемии все перешли на удаленку и так на ней и остались. Я начал изучать предложения разных CRM-систем и случайно наткнулся на Мегаплан.

Изучив презентации и видео, я увидел решение задач, которые мне хотелось решить в первую очередь. Кроме того, мне понравился интерфейс: я тоже стремлюсь все сложное запихнуть в простое. У Мегаплана было так же. Я позвонил, компания отреагировала незамедлительно: быстро передали документы, сделали скидку, мы заключили договор, установили программу. Первое, что мне понравилось в процессе работы: программа опережает мои мысли. Она успевает позаботиться о том, о чем я еще не успел подумать. Второе — это нормальный отклик со стороны службы поддержки: они помогали с обучением сотрудников и настройкой CRM-системы под наши нужды.

— Компьютеры не пришлось обновлять, чтобы они тянули новую программу? Бывают довольно тяжеловесные программы, тормозящие на старых ноутбуках.

— Такая проблема действительно есть у многих CRM-систем. Но Мегаплан идет в ногу со временем: на всех устройствах, которые мы используем — старые, новые, без разницы — он одинаково хорошо работает. А вообще Мегаплан — это не только компьютер, но и телефон, и планшет. С ним можно работать на любом гаджете. Для меня это удобно, потому что я постоянно в разъездах и редко бываю у компьютера. При этом я всегда в онлайне и вижу, что происходит. Я искал что-то простое в использовании, и в итоге выбор пал на отечественный продукт. Это сыграло на руку в условиях, когда иностранное ПО стало блокироваться для России.

Специально для представителей малого и среднего бизнеса (МСП) действует скидка в 50% на Мегаплан. Именно им воспользовался герой сегодняшнего интервью Василий Кожевников. Но даже если ваш бизнес не относится к МСП, первые 14 дней использования Мегаплана в любом случае будут бесплатными.

— Ваши сотрудники вернулись в офис?

— Нет, остались не удаленке.

— Если бы все вернулись в офис, остался бы смысл в такой CRM-системе?

— Конечно. Во-первых, это единая платформа с базой данных. Во-вторых, у меня не все сотрудники находятся в офисе: есть люди, которые работают в полях, есть проектировщики, которые могут проектировать где угодно. Есть работники, которые занимаются согласованием документации и поэтому постоянно на выезде. В Мегаплане каждый из них может видеть, что происходит. А я вижу эффективность каждого и спокойно управляю процессом.

Об эффективности и уходе в цифру

— Как построен рабочий процесс в ДЭРСС?

— Наша работа начинается с появления технического задания. С ним необходимо выехать на место, изучить землю, сфотографировать коммуникации и прилегающую территорию. Только после этого происходит проектирование. Если у нас буксует первое звено, то буксует и все остальное — а это большие риски.

Мне важно понимать, сколько таких объектов и в какие сроки должны быть выполнены. Нужно видеть все возникающие проблемы, чтобы максимально быстро провести встречи или получить уточнение от заказчика. Если общаться с сотрудниками через почту, можно что-то упустить. В том же Мегаплане я вижу, сколько задач и в каком объеме располагается на человеке.

— Зачем?

— Для повышения эффективности. В программе удобно отслеживать и уровень загрузки, и результат работы: сотрудник нажимает кнопку «выполнено» и прикладывает файл. Если вдруг у меня есть вопросы, я в этой же задаче его оставляю. Это оптимизирует процесс, и я всегда вижу, сколько работы выполнил каждый сотрудник.

Второй этап — проектирование. Я понимаю, сколько человек должен вырабатывать, какая у него должна быть загрузка для того, чтобы нам работать в нужном темпе. При наличии единой платформы проектировщику необязательно работать по графику с 9 до 18. Он может прислать проект поздно вечером — и я получу об этом уведомление.

— Сколько сотрудников пользуется этим функционалом?

— У меня в компании 24 человека, из них 9 пользуется Мегапланом. Остальным не нужно, поскольку у них полевые задачи.

— Можно ли в цифрах измерить влияние CRM-системы на работу?

— По моим подсчетам, эффективность нескольких направлений выросла примерно на 40% с точки зрения времени.

— За счет чего?

— За счет простых моментов. Раньше сотруднику, выполняющему геодезические работы, нужно было приезжать в офис за техническим заданием. Теперь он получает его через Мегаплан и сразу же отправляется на место. То же с согласованием проекта: мы не только экономим время, но и лишний раз не тратим деньги на бензин.

Я надеюсь, что в дальнейшем такая оптимизация по времени поможет ДЭРСС освоить другие направления работы. У меня уже есть некоторые идеи по развитию бизнеса. Причем это история не про зарабатывание, а про то, чтобы быть более эффективным.

— О каких отраслях речь?

Альтернативные источники энергии, в первую очередь, солнечная генерация. Во время пандемии стало понятно, что сетевые организации не везде могут обеспечивать необходимое качество энергии. Кроме того, в московском регионе бывают погодные катаклизмы, приводящие к авариям. Вопрос альтернативной энергии становится главным. Если без газа и нефти еще можно прожить, то без электричества никак.

— Ваша работа как-то изменилась в 2022 году?

— Да — причем есть как негативные, так и позитивные моменты. Из отрицательного: у заказчиков все чаще возникает требование на удешевление, иногда неразумное. С поставщиками также произошла сложность. Раньше, когда не хватало оборотных средств, мы обращались к договорам с отложенным платежом. Сегодня все поставщики отказались от этой схемы и работают только по предоплате.

Другая сложность — отсутствие диалога между нами и производителем. Особенно это актуально для конца февраля и всего марта: за этот период резко выросли цены на металлосодержащие товары. Для нашей сферы это практически все, что мы закупаем. Мы общаемся только с дилером, который и поднял для нас цены. При этом заказчик не готов платить больше, чем мы обговаривали до подорожания.

— Был срыв заказов из рассинхрона цен?

— Да: на некоторых объектах мы остановились на этапе согласования стоимости работ. Весь март мы ничего ни у кого не покупали. Правда, тут же случилось и хорошее для нашей компании. У меня появились два новых поставщика, оба российские. Они оказались лучше, чем предыдущие, с точки зрения сроков и логистики.

— Что еще изменилось?

— Я бы отметил переход муниципальных служб на интернет-сервисы. Если год-полтора назад мы подавали документы для проведения работ и порой ждали месяц, то сегодня это происходит за один день — и не надо никуда ходить и никому звонить. Через сервер закинул и быстро получил ответ. Еще одна удобная инициатива — переход на электронный документооборот. Не нужно теперь печатать кипу документов: поставил цифровую подпись — и готово.

У малых и средних компаний, в том числе из сферы строительства и производства, сейчас есть хорошая возможность тоже автоматизировать свою деятельность в два раза дешевле. Проверить, относится ли ваш бизнес к сегменту МСП и попробовать Мегаплан бесплатно, можно здесь.